Полный текст планирования можно скачать по ссылке:   Рабочая программа по русскому языку 6А -2015-2016.docx

 

---------------------                            ---------------------                            ---------------------

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №11  г. ХИМКИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Лицей №11

________________Е.А. Орлова

«___» _____________ 2015___ г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПО КУРСУ              РУССКИЙ ЯЗЫК                           НА 2015 – 2016 уч. год

                                           ( базовое изучение)

 

Класс(ы)  6 «А»      

 

Учитель   Фатеева И.В.                                                  

 

---------------------                            ---------------------                            ---------------------

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго   поколения, на основе примерной  Программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, включённому в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ (М.: Просвещение, 2012), Рабочей программы по русскому языку. 6 класс/ Сост.  Т.Н.Трунцева ( М.: ВАКО, 2014).

Цели  изучения русского  (родного)  языка в основной школе:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовой ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие  речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка  речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

 

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

 

 

 

Общая характеристика программы

          Программа построена с учётом  принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учётом знаний, умений и навыков, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства из развития и как основы овладения  учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, самостоятельной и под руководством учителя и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создаёт условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполняемых зданий.

          Для пробуждения познавательной активности и сознательной деятельности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

           Материал расположен с учётом возрастных особенностей учащихся.

           В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами.

           Для повторения материала в начале и в конце учебного года отводятся специальные часы. Особое внимание уделено преемственности между начальным и средним звеном обучения.

           Разделы учебника содержат значительно количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.)

           В программе специально выделены часы на развитие связной речи.            Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия его организации.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане и ценностных ориентиров содержания

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Отсюда вытекают задачи преподавания русского языка. Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем "Русский язык" выполняет и общепредметные задачи. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 210 часа за учебный год.

                            

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

  1. понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в  процессе получения школьного образования;
  2. уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1)владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из разных источников
  • овладение  приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • умение сопоставлять речевые высказывания с точки зрения  их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности;
  • умение правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение совершенствовать и редактировать свои собственные тексты;

 

2)применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим  учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

3)коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и культурного общения.

 

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и в обществе;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; стили речи, язык художественной литературы, функционально-смысловые типы речи; текст; основные единицы языка, их признаки и употребление в речи.

5) овладение основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) распознавание и анализ основных единиц, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слов (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственно-речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

Описание  учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект:

  • Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – 6-е изд., - М.: Просвещение,  2015.
  • Программа по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженской., М.: Просвещение, 2014.
  • Рабочая программа по русскому языку. 6 класс/ Сост.  Т.Н.Трунцева,  М.: ВАКО, 2014.
  • Русский язык 6 класс. Диагностические работы. Н.Н.Соловьева, М.: Просвещение, 2014.
  • Русский язык. 6 класс. Рабочая тетрадь. Е.А.Ефремова, М: Просвещение, 2015.
  • Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. / С.И.Львова. – М.: Мнемозина, 2012.

 

 

  •  
  • Учебные презентации из архива кабинета русского языка
  • Персональный компьютер, подключенный к сети Интернет.
  • Мультимедийный  проектор.

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса к   окончанию 6  класса

Учащиеся должны знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально – делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного,  публицистического, официально – делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного,  публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально – смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка и их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять ему, основную мысль текста, функционально – смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально – культурным компонентом;

аудирование и чтение

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

- воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать номы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально – культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способностей к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

 

© Фатеева И.В., 2011-2020

Бесплатный хостинг uCoz